Фриц Морген: Почему я против копирайтов и патентов
Талантливым писателям, музыкантам и режиссёрам часто не хватает денег. Не всем, разумеется, и не всегда: некоторые авторы ещё в молодости получают нужные ресурсы для быстрого старта, другие постепенно продавливают суровую реальность весом своего таланта.
Вот, например, Борис Гребенщиков. Начал сбор денег на запись нового альбома — и менее чем за два дня собрал нужные ему 3 млн рублей:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55e6f7a99a7947cbb81fee1c
Сумма для группы уровня «Аквариума» совсем небольшая, но для записи альбома, по-видимому, этого хватит... А знаете, что самое интересное?
Музыкант утверждает, что звукозапись больше не приносит исполнителям денег. И все альбомы «Аквариума» за последние 15 лет были записаны исключительно благодаря прямой финансовой помощи поклонников группы.
Мне кажется, в этой ситуации есть что-то глубоко неправильное. Люди ведь готовы поддерживать любимые группы, любимые фильмы и любимые книги рублём — вот только триллионы рублей, которые россияне ежегодно тратят на развлечения такого рода, уходят куда-то не туда. Талантливые авторы вынуждены заниматься любимым делом по вечерам, после основной работы, а мы с вами вынуждены наблюдать на афишах рекламу откровенной халтуры.
Выстроенная на Западе система авторского права выглядит на первой взгляд честной: автор творит, читатели платят за творчество. Хорошо творит — хорошо зарабатывает. Плохо творит — зарабатывает плохо.
В реальной жизни однако система работает несколько иначе. Самыми популярными являются отнюдь не самые талантливые авторы, а... самые популярные. То есть раскрученные. Те, в кого коммерсанты от искусства вбили соответствующие ресурсы.
С одной стороны, ничего страшного в этом нет — так как коммерсанты не дураки, и, чтобы там ни говорили злые языки, стараются выбирать для раскрутки тех, кто и вправду проявляет некоторые способности. Но, с другой стороны, отобранных авторов заставляют соблюдать дисциплину — делать то, что будет укладываться в «формат».
Ещё более важной проблемой является тот факт, что на одной крупной звезде можно заработать гораздо больше, чем на десяти звёздах среднего размера. В идеальном мире звезда первой величины зарабатывала бы, скажем, 100 рублей, а звёзды второй величины получали бы, скажем, по 30-50 рублей. Всем хватало бы на хлеб. В реальном мире звёзды первой величины получают 200 рублей, ещё 2000 рублей получают разного рода продюсеры, а звёзды второй величины сосут лапу — сидят вовсе без денег.
Хороша ли такая ситуация для общества?
Нет. Огромное количество талантов устав от вечного безденежья в итоге «переквалифицируется в управдомы». Если бы у этих людей была возможность заниматься любимым делом, мы бы видели куда как больше фильмов, песен, компьютерных игр и так далее.
На это возражение сторонники действующей системы обычно заявляют, что конкуренцию никто не отменял, и что если автор, скажем, книг, будет достаточно хорош, он пробьёт себе дорогу к сердцам читателей.
Суровая правда однако заключается в том, что правило «талант дорогу пробьёт» срабатывает далеко не всегда, счастливый лотерейный билет достаётся отнюдь не каждому. Условное место на магазинной полке стоит денег, и попасть туда «с улицы» довольно тяжело, для этого нужна немалая толика везения. Повторю ещё раз: популярными являются не лучшие авторы, а те авторы, в рекламу которых как следует вложились.
Давайте включим логику: если бы зрители и читатели могли самостоятельно отличить хорошее от посредственного, стал бы кто-нибудь тратить деньги на рекламу? Нет, не стал бы, так как реклама в этой ситуации была бы просто не нужна, читатели игнорировали бы рекламу и обращали внимание только на самых лучших авторов.
Более того: время, которое средний россиянин готов тратить на книги, фильмы и музыку, ограничено. Поэтому если россиянин уже накушался продукцией тех авторов, которые являются сейчас модными и рекламируются повсюду, на «несистемных» авторов у него уже просто не остаётся ни денег, ни времени, ни настроения.
Таким образом мы с вами сейчас наблюдаем огромную паразитическую систему, которая душит таланты и скармливает нам довольно посредственный, а иногда даже и вредный продукт — при этом на создание собственно продукта вряд ли уходит больше нескольких процентов от полученных от нас денег.
Загляните, например, в блог Сергея Лукьяненко, он там периодически расписывает всю писательскую бухгалтерию. Если вкратце, даже очень популярный писатель получает довольно скромные деньги за свой труд — писателям же малоизвестным и вовсе не стоит надеяться прожить на гонорары от книг. При этом, что важно, господин Лукьяненко не видит никаких путей прожить вне системы авторского права: система авторского права наглухо глушит все остальные возможности заработать деньги при помощи творческого труда. Или писатель вписывается в систему, или работает почти бесплатно, третьего не дано.
Ровно то же самое наблюдается и в других областях, на которые распространяется зараза авторских прав. В современные компьютерные игры вбивают сотни миллионов долларов, но наверху хит-парадов висит зачастую откровенный шлак, единственное достоинство которого заключается в том, что он успешен с коммерческой точке зрения. Начинающим игрописателям пробить себе дорогу к хотя бы тоненькому финансовому ручейку довольно сложно — так как большая часть мест в сердцах их потенциальной аудитории уже плотно оккупирована коммерческими (в плохом смысле этого слова) проектами.
Или посмотрим, скажем, на лекарства. Было в России такое замечательное лекарство «Зомиг», неплохо помогало от головных болей определённого рода. «Зомиг» стоил примерно 400 рублей за таблетку, и где-то месяц назад этот препарат исчез из наших аптек — не оставив после себя никакой адекватной замены. Все известные мне альтернативы «Зомигу» или не работают, или имеют довольно неприятные побочки.
Вместе с тем на Украине — стране с далеко не самой развитой фармацевтической промышленностью — «Зомиг» выпускается под местным названием «Золмигрен» и стоит всего лишь 20 гривен за таблетку, 60 рублей. Действующее вещество там одно и то же, «Золмитриптан», но стоит это лекарство на Украине в семь раз дешевле, чем в России.
Откуда такая разница в цене?
Ответ очевиден: так выгодно фармкомпаниям. Себестоимость подавляющего большинства лекарств копеечная, но благодаря системе фармацевтических патентов корпорации имеют возможность активно стричь общество. И ладно бы эти деньги шли учёным, но на разработку новых лекарств корпорации тратят не более 10-20% от своих доходов — и это в самом лучшем случае:
http://rmi.com.ru/media/theme_news/p/1209
При этом про доступность лекарств для потребителя фармкомпании не думают вовсе. Повторюсь, «Зомиг» вот уже месяц как исчез из аптек как минимум Санкт-Петербурга — хотя никаких технических причин, которые препятствовали бы импорту этого препарата или даже налаживанию производства этого препарата в России, не существует.
Вот ещё один восхитительный пример работы фармацевтических патентов. За последние несколько лет цена лекарства «Дараприм» выросла с 1 доллара до 750 долларов за таблетку:
http://medportal.ru/mednovosti/news/2015/09/22/875daraprim/
Это лекарство выпускалось с 1950-х годов, сейчас оно используется для лечения некоторых осложнений у людей со сниженным из-за ВИЧ или онкологии иммунитета.
Причина роста? Всё очень просто: права на лекарства выкупили спекулянты (не имеющие отношения к разработке лекарств). Спекулянты понимают, что продавая лекарство за 750 долларов можно заработать больше. Так какой им смысл держать цену низкой? Ничего похожего на совесть у них нет, западные законы их защищают. Добро пожаловать в капитализм.
Подведу итог
Западная система патентов и авторского права очевидным образом вредит обществу. Система высасывает из граждан невероятные объёмы денег, однако до реальных авторов и учёных доходят единицы процентов от этих средств, всё остальное оставляют себе спекулянты.
Я не сторонник резких решений — и я считаю разумным учитывать при любых реформах интересы отечественных авторов, которые получают сейчас от спекулянтов пусть весьма скудные, но хоть какие-то средства.
Однако я не понимаю, почему наше государство должно заботиться об интересах западных спрутов. Индия и Китай уже идут по пути освобождения от этой формы колониальной дани — Китай копирует всё, что только может скопировать, Индия целенаправленно запускает у себя производство дешёвых аналогов западных лекарств. Россия, я считаю, должна смелее присоединяться к этой тихой революции наших партнёров по БРИКС — возгласы зарубежных спекулянтов нам сейчас безразличны, а наше общество от щепетильного соблюдения западных кабальных патентов только проигрывает.
Фриц Моисеевич Морген
Вот, например, Борис Гребенщиков. Начал сбор денег на запись нового альбома — и менее чем за два дня собрал нужные ему 3 млн рублей:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55e6f7a99a7947cbb81fee1c
Сумма для группы уровня «Аквариума» совсем небольшая, но для записи альбома, по-видимому, этого хватит... А знаете, что самое интересное?
Музыкант утверждает, что звукозапись больше не приносит исполнителям денег. И все альбомы «Аквариума» за последние 15 лет были записаны исключительно благодаря прямой финансовой помощи поклонников группы.
Мне кажется, в этой ситуации есть что-то глубоко неправильное. Люди ведь готовы поддерживать любимые группы, любимые фильмы и любимые книги рублём — вот только триллионы рублей, которые россияне ежегодно тратят на развлечения такого рода, уходят куда-то не туда. Талантливые авторы вынуждены заниматься любимым делом по вечерам, после основной работы, а мы с вами вынуждены наблюдать на афишах рекламу откровенной халтуры.
Выстроенная на Западе система авторского права выглядит на первой взгляд честной: автор творит, читатели платят за творчество. Хорошо творит — хорошо зарабатывает. Плохо творит — зарабатывает плохо.
В реальной жизни однако система работает несколько иначе. Самыми популярными являются отнюдь не самые талантливые авторы, а... самые популярные. То есть раскрученные. Те, в кого коммерсанты от искусства вбили соответствующие ресурсы.
С одной стороны, ничего страшного в этом нет — так как коммерсанты не дураки, и, чтобы там ни говорили злые языки, стараются выбирать для раскрутки тех, кто и вправду проявляет некоторые способности. Но, с другой стороны, отобранных авторов заставляют соблюдать дисциплину — делать то, что будет укладываться в «формат».
Ещё более важной проблемой является тот факт, что на одной крупной звезде можно заработать гораздо больше, чем на десяти звёздах среднего размера. В идеальном мире звезда первой величины зарабатывала бы, скажем, 100 рублей, а звёзды второй величины получали бы, скажем, по 30-50 рублей. Всем хватало бы на хлеб. В реальном мире звёзды первой величины получают 200 рублей, ещё 2000 рублей получают разного рода продюсеры, а звёзды второй величины сосут лапу — сидят вовсе без денег.
Хороша ли такая ситуация для общества?
Нет. Огромное количество талантов устав от вечного безденежья в итоге «переквалифицируется в управдомы». Если бы у этих людей была возможность заниматься любимым делом, мы бы видели куда как больше фильмов, песен, компьютерных игр и так далее.
На это возражение сторонники действующей системы обычно заявляют, что конкуренцию никто не отменял, и что если автор, скажем, книг, будет достаточно хорош, он пробьёт себе дорогу к сердцам читателей.
Суровая правда однако заключается в том, что правило «талант дорогу пробьёт» срабатывает далеко не всегда, счастливый лотерейный билет достаётся отнюдь не каждому. Условное место на магазинной полке стоит денег, и попасть туда «с улицы» довольно тяжело, для этого нужна немалая толика везения. Повторю ещё раз: популярными являются не лучшие авторы, а те авторы, в рекламу которых как следует вложились.
Давайте включим логику: если бы зрители и читатели могли самостоятельно отличить хорошее от посредственного, стал бы кто-нибудь тратить деньги на рекламу? Нет, не стал бы, так как реклама в этой ситуации была бы просто не нужна, читатели игнорировали бы рекламу и обращали внимание только на самых лучших авторов.
Более того: время, которое средний россиянин готов тратить на книги, фильмы и музыку, ограничено. Поэтому если россиянин уже накушался продукцией тех авторов, которые являются сейчас модными и рекламируются повсюду, на «несистемных» авторов у него уже просто не остаётся ни денег, ни времени, ни настроения.
Таким образом мы с вами сейчас наблюдаем огромную паразитическую систему, которая душит таланты и скармливает нам довольно посредственный, а иногда даже и вредный продукт — при этом на создание собственно продукта вряд ли уходит больше нескольких процентов от полученных от нас денег.
Загляните, например, в блог Сергея Лукьяненко, он там периодически расписывает всю писательскую бухгалтерию. Если вкратце, даже очень популярный писатель получает довольно скромные деньги за свой труд — писателям же малоизвестным и вовсе не стоит надеяться прожить на гонорары от книг. При этом, что важно, господин Лукьяненко не видит никаких путей прожить вне системы авторского права: система авторского права наглухо глушит все остальные возможности заработать деньги при помощи творческого труда. Или писатель вписывается в систему, или работает почти бесплатно, третьего не дано.
Ровно то же самое наблюдается и в других областях, на которые распространяется зараза авторских прав. В современные компьютерные игры вбивают сотни миллионов долларов, но наверху хит-парадов висит зачастую откровенный шлак, единственное достоинство которого заключается в том, что он успешен с коммерческой точке зрения. Начинающим игрописателям пробить себе дорогу к хотя бы тоненькому финансовому ручейку довольно сложно — так как большая часть мест в сердцах их потенциальной аудитории уже плотно оккупирована коммерческими (в плохом смысле этого слова) проектами.
Или посмотрим, скажем, на лекарства. Было в России такое замечательное лекарство «Зомиг», неплохо помогало от головных болей определённого рода. «Зомиг» стоил примерно 400 рублей за таблетку, и где-то месяц назад этот препарат исчез из наших аптек — не оставив после себя никакой адекватной замены. Все известные мне альтернативы «Зомигу» или не работают, или имеют довольно неприятные побочки.
Вместе с тем на Украине — стране с далеко не самой развитой фармацевтической промышленностью — «Зомиг» выпускается под местным названием «Золмигрен» и стоит всего лишь 20 гривен за таблетку, 60 рублей. Действующее вещество там одно и то же, «Золмитриптан», но стоит это лекарство на Украине в семь раз дешевле, чем в России.
Откуда такая разница в цене?
Ответ очевиден: так выгодно фармкомпаниям. Себестоимость подавляющего большинства лекарств копеечная, но благодаря системе фармацевтических патентов корпорации имеют возможность активно стричь общество. И ладно бы эти деньги шли учёным, но на разработку новых лекарств корпорации тратят не более 10-20% от своих доходов — и это в самом лучшем случае:
http://rmi.com.ru/media/theme_news/p/1209
При этом про доступность лекарств для потребителя фармкомпании не думают вовсе. Повторюсь, «Зомиг» вот уже месяц как исчез из аптек как минимум Санкт-Петербурга — хотя никаких технических причин, которые препятствовали бы импорту этого препарата или даже налаживанию производства этого препарата в России, не существует.
Вот ещё один восхитительный пример работы фармацевтических патентов. За последние несколько лет цена лекарства «Дараприм» выросла с 1 доллара до 750 долларов за таблетку:
http://medportal.ru/mednovosti/news/2015/09/22/875daraprim/
Это лекарство выпускалось с 1950-х годов, сейчас оно используется для лечения некоторых осложнений у людей со сниженным из-за ВИЧ или онкологии иммунитета.
Причина роста? Всё очень просто: права на лекарства выкупили спекулянты (не имеющие отношения к разработке лекарств). Спекулянты понимают, что продавая лекарство за 750 долларов можно заработать больше. Так какой им смысл держать цену низкой? Ничего похожего на совесть у них нет, западные законы их защищают. Добро пожаловать в капитализм.
Подведу итог
Западная система патентов и авторского права очевидным образом вредит обществу. Система высасывает из граждан невероятные объёмы денег, однако до реальных авторов и учёных доходят единицы процентов от этих средств, всё остальное оставляют себе спекулянты.
Я не сторонник резких решений — и я считаю разумным учитывать при любых реформах интересы отечественных авторов, которые получают сейчас от спекулянтов пусть весьма скудные, но хоть какие-то средства.
Однако я не понимаю, почему наше государство должно заботиться об интересах западных спрутов. Индия и Китай уже идут по пути освобождения от этой формы колониальной дани — Китай копирует всё, что только может скопировать, Индия целенаправленно запускает у себя производство дешёвых аналогов западных лекарств. Россия, я считаю, должна смелее присоединяться к этой тихой революции наших партнёров по БРИКС — возгласы зарубежных спекулянтов нам сейчас безразличны, а наше общество от щепетильного соблюдения западных кабальных патентов только проигрывает.
Фриц Моисеевич Морген
Источник: cont.ws
|
Спонсоры раздела: Travel Photo Фотографии из путешествий Фото животных |